Михалыч (wild_boris) wrote,
Михалыч
wild_boris

театральное

Вчера, благодаря одному хорошему знакомому, попали с lenin_zhiv в Театр на Таганке. На спектакль по пьесе Петера Вайса - "Марат и маркиз де Сад". Впечатления у меня самые приятные, постараюсь вкратце изложить.
-------------------------------------------
Но с другой стороны, ведь они зарезали Марата
перочинным ножиком, а Марат был неподкупен, и резать его не
следовало.
. Вен. Ерофеев "Москва-Петушки".

Я всегда уважал Любимова за политизированную философию. Это вам не слезливая сентиментальность какого-нибудь "Трамвая желания" или чеховские субпассионарии. Гамлет, Ленин, маркиз де Сад - вот это по-нашему!

Общий смысл текста Вайса - в сумасшедшем доме Шарантон маркиз де Сад (В. Золотухин) ставит пьесу про убйство Марата (Т. Бедалбейли) красавицей аристократкой Шарлоттой Корде (И. Линдт). Пессимистический цинизм де Сада контрастирует с фальшивым оптимизмом деректора дурдома (Ф. Антипов), олицетворяющего власть не фанатически идейную, в отличие от Марата, а карьерно-меркантильную. Иными словами - современную. Разумеется, цинизм де Сада оборачивается гуманизмом, а пессимизм - трезвым взглядом на жизнь, тогда как директор... "Да пошел ты в жопу, директор!", сказал бы Хрюндель, оказавшись внутри пьесы и был бы совершенно прав. Так выглядит текст - довольно средний, построенный на банальной мысли о несовершенстве человеческой природы и слабеньком антитоталитарном пафосе.

Но постановка совершенно меняет дело! Рука старого охотника так же тверда, а глаз по-прежнему верен. "Силы мои уже не те, что прежде, но за 10 минут я вам ручаюсь" - говорил папаша Дорсет. То же самое с полным правом может сказать Любимов - с заменой 10-ти минут на полтора часа, которые идет спектакль. Сюжета никакого, в общем-то, нет. Все действие можно охарактеризовать словами: "Убей в себе Марата!". Марата убивают весь спектакль - а он защищается, произносит оправдательные речи. В целом это похоже на судебное заседание с заранее известным приговором. В этом смысле я с нетерпением жду "Братьев карамазовых", на которых приглашен в следующем месяце - там ведь должна быть такая же тема.

Однако главное в действии - не речи Марата, де Сада или Директора. Главное - это движение и музыкальный перфоманс. Гвоздь программы - джазовое трио, клавиши, ударник(к сожалению, не знаю имен этих замечательных музыкантов) и вездесущий Сергей Летов на всевозможных духовых. Парадокс, но Летов чудесен только тогда, когда полет его фантазии ограничивают - например, режиссер, или формат песен групп, с которыми он играет. При полной свободе его авангард утомляет длиннотами и неясностью замысла.

Спектакль - почти мюзикл, поют, играют и пляшут в нем гораздо больше, чем говорят. Причем играют не только профессиональные музыканты, но и актеры - Шарлотта Корде и жена Марата перед "окончательным решением маратовского вопроса" играют дуэтом на скрипках. Замечательно организовано пространство - решетки, отгораживающие "дурдом" от зрителей используются на всю катушку. Шарлотта передвигается почти исключительно по ним. Даже старенький Золотухин - и тот совершает несколько лихих прыжков и пируэтов.

Музыка и пляски совершенно отодвигают монологи и делают их малозначимыми. Чем большую бессвязность приобретают речи Марата, превращаясь в карикатуру на революционных ораторов вообще - тем радостнее пляшет толпа. Иногда мне казалось, что спектакль вступает в полемику с "Суперзвездой" - во всяком случае, в сцене с толпой и Маратом-псевдохристом, который не противопоставляет толпе индивидуальность, а напротив, идет у нее на поводу, подпитываясь от нее силой и превращаясь из заурядного калеки в энергического вождя.

Короче говоря, зритель может сделать два совершенно разных вывода. Первый: что это не первой свежести послание о толпе, которая порождает вождя, который порождает террор, с которым бесполезно бороться террором (ведь на место убитого Марата придет еще более страшный Робеспьер). Мудрецы, в лице де Сада, все это понимают, но бездействуют, потому что любое действие - вредно или бесполезно. И второй вывод: это потрясающе драйвовый, динамичный, музыкально и пространственно организованный на высочайшем уровне, спектакль. Лично я остановился на втором выводе и всем желающим рекомендую сходить посмотреть.

подробности о спектакле

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments